Банки и Финансы Бизнес и финансы Как инициатива убивает американскую космонавтику

Как инициатива убивает американскую космонавтику

0 Comments 01:01

Американскую космонавтику постигли две беды сразу: взорвалась на старте ракета «Антарес» с грузом для МКС и разбился «суборбитальный ракетоплан» Space Ship Two. Старт «Антареса» организовывала NASA, а «ракетоплан» запускала частная компания «Вирджин галактик», принадлежащая некоему Ричарду Брэнсону.

Если бы эти аварии произошли хотя бы в разное время, то это было бы ещё ничего, но случились они почти одновременно и как раз накануне праздничка Хэллоуин. Мистика, однако…

Но мистика очень скоро начала отдавать какой-то чёрной комедией. Журналисты в крушении «Антареса» тут же обнаружили «русский след»: дескать, двигатель у ракеты того… советской ещё конструкции, сорокалетней давности, и вообще…

Отчасти это так и есть. Двигатель НК-33 даже после многократных модернизаций, по сути, остается советской разработкой, сделанной под советскую лунную программу. Правда, выпускался движок не только в России, но и на украинском «Южмаше»… Но кого интересуют такие тонкости; движок советский – значит, виновато «русское старьё».

Только вот почему передовые американские спецы из NASA до сих пор этим старьём пользуются? Где же американские двигатели? В США ведь тоже была лунная программа, причём, успешная, под которую создали ракету-носитель «Сатурн-5» с двигателем такой мощности, что можно было забрасывать на орбиту груз в десятки тонн…

Но после свёртывания лунной программы в середине 1970-х американцы сделали ставку на многоразовые «шаттлы», выводимые на орбиту двигателями совсем другого типа. Соответственно, «Сатурн-5» был сдан в музей и все технологические цепочки его производства рассыпались.

После того, как «шаттлы» себя не оправдали, американские астро-менеджеры с удивлением обнаружили, что родная аэрокосмическая отрасль настолько технологически деградировала, что воспроизвести даже собственные достижения не может. Вот и пришлось «пересаживаться» на «русские» движки.

Читайте также:  Эрмитаж: равнение на иностранцев

Разумеется, такая пересадка – мера временная, в политике всякое может случиться, поэтому надо что-то придумывать своё. Вот только как придумывать, по какому пути пойти? В своё время американская лунная программа была делом общегосударственным, в котором NASA играла роль не только главного разработчика всего проекта, но и этакого «американского госплана», координировавшего работу отдельных частных компаний над отдельными узлами и агрегатами.

Теоретически к такой модели можно было бы вернуться и сейчас, но идеология не позволяет. Частная инициатива нужна, понимаешь, – и вот тогда… и заживём, и полетаем. В общем, пусть частные космические компании развиваются, конкурируют друг с другом, расцветают, как сто цветов, а уж потом NASA посмотрит, что из их достижений использовать.

Главным адептом такого подхода к «космической гонке» в нашей стране (точнее, в наших СМИ) является небезызвестная Юлия Латынина, которая на «Эхе Москвы» не устает восхищаться деятельностью компании «Вирджин галактик» и лично Ричардом Брэнсоном. Вот, мол, каков молодец: и ракетоплан-то суборбитальный у него уже есть, и прибыль вот-вот пойдёт…

А тут вдруг грохнулся этот самый ракетоплан. Конечно, можно сказать, что неудачи возможны везде; в СССР и в США немало ракет в своё время взорвалось. Вот только разница есть. И СССР, и США осуществляли национальные космические проекты с мотивацией принципиально не рыночной, не частной. А вот «Вирджин галактик» – проект чисто коммерческий, рассчитанный на суборбитальные прыжки с космическими туристами на борту. И от таких туристов уже поступило 700 заявок на «путешествие в космос».

А теперь вопрос: сколько таких заявок будет отозвано после катастрофы, и не обанкротится ли эта самая «Вирджин галактик», если её постигнет ещё пара-тройка неудач?

Читайте также:  Российский аналог SWIFT появится в мае 2015 года

И не ясно, что будут делать США, если на Луну в скором будущем полетят… ну, хотя бы, китайцы, у которых космическая программа вообще никакого отношения к частной инициативе не имеет. Обидно ведь будет гражданам США осознавать, что именно упование на эту самую инициативу и угробило американскую космонавтику.

И только Латынина что-нибудь в утешение американцам наверняка придумает…

Антон Черков

Источник: narpolit.ru

Related Post

Армия России закупит гигантские краны для ракетАрмия России закупит гигантские краны для ракет

Путин посетил лабораторию подводной робототехники во ВладивостокеПутин посетил лабораторию подводной робототехники во Владивостоке

Новые танки Армата примут участие в параде победы 2015 годаНовые танки Армата примут участие в параде победы 2015 года

Top.Mail.Ru