"Все дело за автоматикой"

0 Comments 17:13

«Лента.ру» узнала о правилах самоликвидации аварийных ракет-носителей

Частный космический перевозчик Orbital Sciences Corporation 5 ноября 2014 года распространил заявление, в котором причиной аварии Antares предварительно назвал поломку двигателя. Ранее вице-президент этой компании Баррон Бенески (Barron Beneski) сообщил, что операторы его фирмы сами взорвали ракету через несколько секунд после старта из-за выявившихся неполадок, чтобы обезопасить близлежащие населенные пункты.

«Лента.ру» решила поговорить о практике самоликвидации ракет в случае угрозы падения с Юрием Власовым, заместителем генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по проектам и программам.

Насколько распространена практика подрыва аварийных ракет в космических запусках?

Юрий Власов: В ракетных комплексах других стран есть «красная кнопка» и оператор, который должен ее нажать. Кстати, по просьбе французской стороны, мы поставили подобную систему на комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ», стартующей с космодрома Куру. На отечественных ракетных комплексах этот вопрос давно решает автоматика системы управления ракетой.

Были ли подобные случае при запуске российских ракет?

Да, были, но, как я уже сказал, при возникновении нештатной ситуации срабатывала команда на автоматическое выключение двигателей. С момента отрыва ракеты-носителя от стартового стола до отделения разгонного блока автоматика контролирует массу параметров движения и работы систем и агрегатов. Если возникают серьезные изменения в работе ракеты-носителя или ракета отклоняется от заданной траектории, система управления выдает команду на автоматическое выключение двигателей.

Кто принимает решение о подрыве ракеты?

Как вы понимаете, в случае отключения двигателей взрыва не происходит. Ракета-носитель летит по инерции еще какое-то время, затем падает. Чтобы избежать риска повреждения зданий и угрозы жизни людей, полеты совершаются только над незаселенными территориями.

Каков порядок действий российских операторов в случае обнаружения неполадок в запуске ракеты-носителя космического назначения?

После команды «старт» управление ракетой-носителем полностью переходит в автоматический режим. Дальше все дело за автоматикой. Множество испытаний и практика аварийных ситуаций показывают значительное превышение временных и вероятностных характеристик автоматики над реакцией человека. Время развития аварийной ситуации порой составляет доли секунды, и только автоматика может принять единственно правильные технические решения. Человек просто физически не способен реагировать с такой скоростью.

Читайте также:  Модуль "Фила" перестал посылать сигналы на Землю

В какой момент становится ясно, что с ракетой что-то не так?

Когда телеметрические данные с ракеты-носителя не совпадают с полетным заданием.

На каком этапе принимается решение о подрыве ракеты? Ее же безопаснее взорвать в воздухе на некотором расстоянии от космодрома?

Конечно, повреждения стартового стола и инфраструктуры стартовой площадки могут быть очень серьезными в случае взрыва или падения ракеты на первых секундах полета. В российских ракетах-носителях применяется автоматическая система увода неисправной ракеты в сторону от стартового стола, что позволяет избежать разрушения инфраструктуры космодрома.

Ракета-носитель Antares в апреле 2013 года перед размещением на пусковом комплексе космодрома Уоллопс Фото: NASA

Несут ли операторы личную ответственность за возможный срыв полета?

У операторов есть четкий порядок действий, определенный инструкциями, никто никогда не действует «на свой страх и риск», если телеметрия зафиксировала изменения в работе узлов и агрегатов ракеты-носителя. Давайте рассуждать логически: один старт ракеты-носителя стоит больше ста миллионов долларов. Плюс — стоимость полезной нагрузки. Что вы предпочтете: отменить старт и сохранить ракету-носитель, груз и инфраструктуру или отправить в заведомо обреченный полет неисправную ракету?

 

Андрей Борисов

Источник: lenta.ru

Related Post

Когда от курса доллара зависит жизньКогда от курса доллара зависит жизнь

0 Comments 01:05

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/kogda-ot-kursa-dollara-zavisit-zhizn.html"></div>Родители больного раком пятимесячного ребёнка из Ростовской области не могут оплатить лечение сына из-за падения курса рубля – сообщает LifeNews. Когда доллар стоил 37 рублей, на лечение в Швейцарии

Бизнес и финансы

Клим Чурюмов и Светлана Герасименко: 45 лет спустяКлим Чурюмов и Светлана Герасименко: 45 лет спустя

0 Comments 21:18

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/klim-churyumov-i-svetlana-gerasimenko-45-let-spustya.html"></div>1. На фото — Клим Чурюмов и Светлана Герасименко на космодроме в марте 2004 года, на который они были приглашены для наблюдения за запуском миссии Rosetta. Молодые

Бизнес и финансы

Космический корабль США Orion доставлен на стартовую площадкуКосмический корабль США Orion доставлен на стартовую площадку

0 Comments 14:55

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/kosmicheskiy-korabl-ssha-orion-dostavlen-na-startovuyu-ploshhadku.html"></div>В США начались последние предполетные испытания многоразового космического корабля Orion. Он доставлен на стартовую площадку на мысе Канаверал. Космический аппарат уже установлен на ракету-носитель «Дельта-4», которая и

Бизнес и финансы
Top.Mail.Ru