"Все дело за автоматикой"

«Лента.ру» узнала о правилах самоликвидации аварийных ракет-носителей

Частный космический перевозчик Orbital Sciences Corporation 5 ноября 2014 года распространил заявление, в котором причиной аварии Antares предварительно назвал поломку двигателя. Ранее вице-президент этой компании Баррон Бенески (Barron Beneski) сообщил, что операторы его фирмы сами взорвали ракету через несколько секунд после старта из-за выявившихся неполадок, чтобы обезопасить близлежащие населенные пункты.

«Лента.ру» решила поговорить о практике самоликвидации ракет в случае угрозы падения с Юрием Власовым, заместителем генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по проектам и программам.

Насколько распространена практика подрыва аварийных ракет в космических запусках?

Юрий Власов: В ракетных комплексах других стран есть «красная кнопка» и оператор, который должен ее нажать. Кстати, по просьбе французской стороны, мы поставили подобную систему на комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ», стартующей с космодрома Куру. На отечественных ракетных комплексах этот вопрос давно решает автоматика системы управления ракетой.

Были ли подобные случае при запуске российских ракет?

Да, были, но, как я уже сказал, при возникновении нештатной ситуации срабатывала команда на автоматическое выключение двигателей. С момента отрыва ракеты-носителя от стартового стола до отделения разгонного блока автоматика контролирует массу параметров движения и работы систем и агрегатов. Если возникают серьезные изменения в работе ракеты-носителя или ракета отклоняется от заданной траектории, система управления выдает команду на автоматическое выключение двигателей.

Кто принимает решение о подрыве ракеты?

Как вы понимаете, в случае отключения двигателей взрыва не происходит. Ракета-носитель летит по инерции еще какое-то время, затем падает. Чтобы избежать риска повреждения зданий и угрозы жизни людей, полеты совершаются только над незаселенными территориями.

Каков порядок действий российских операторов в случае обнаружения неполадок в запуске ракеты-носителя космического назначения?

После команды «старт» управление ракетой-носителем полностью переходит в автоматический режим. Дальше все дело за автоматикой. Множество испытаний и практика аварийных ситуаций показывают значительное превышение временных и вероятностных характеристик автоматики над реакцией человека. Время развития аварийной ситуации порой составляет доли секунды, и только автоматика может принять единственно правильные технические решения. Человек просто физически не способен реагировать с такой скоростью.

Читайте также:  Медведев: я храню свои сбережения в рублях

В какой момент становится ясно, что с ракетой что-то не так?

Когда телеметрические данные с ракеты-носителя не совпадают с полетным заданием.

На каком этапе принимается решение о подрыве ракеты? Ее же безопаснее взорвать в воздухе на некотором расстоянии от космодрома?

Конечно, повреждения стартового стола и инфраструктуры стартовой площадки могут быть очень серьезными в случае взрыва или падения ракеты на первых секундах полета. В российских ракетах-носителях применяется автоматическая система увода неисправной ракеты в сторону от стартового стола, что позволяет избежать разрушения инфраструктуры космодрома.

Ракета-носитель Antares в апреле 2013 года перед размещением на пусковом комплексе космодрома Уоллопс Фото: NASA

Несут ли операторы личную ответственность за возможный срыв полета?

У операторов есть четкий порядок действий, определенный инструкциями, никто никогда не действует «на свой страх и риск», если телеметрия зафиксировала изменения в работе узлов и агрегатов ракеты-носителя. Давайте рассуждать логически: один старт ракеты-носителя стоит больше ста миллионов долларов. Плюс — стоимость полезной нагрузки. Что вы предпочтете: отменить старт и сохранить ракету-носитель, груз и инфраструктуру или отправить в заведомо обреченный полет неисправную ракету?

 

Андрей Борисов

Источник: lenta.ru

Related Post

Цены не верят ПутинуЦены не верят Путину

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/tsenyi-ne-veryat-putinu.html"></div>Заехал в магазин «Лента» за продуктами, и убедился, что никто не верит президенту Путину с его жизнеутверждающими заявлениями о том, что «Россия только выиграет от падения курса

Бизнес и финансы

Путин посетил лабораторию подводной робототехники во ВладивостокеПутин посетил лабораторию подводной робототехники во Владивостоке

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/putin-posetil-laboratoriyu-podvodnoy-robototehniki-vo-vladivostoke.html"></div>Глава российского государства Владимир Путин в ходе рабочей поездки во Владивосток осмотрел лабораторный комплекс Дальневосточного федерального университета, сообщает пресс-служба Кремля. В сопровождении ректора университета Сергея Иванца Владимир

Бизнес и финансы

Казахстанцы массово скупают в России квартиры и машиныКазахстанцы массово скупают в России квартиры и машины

<div class="at-above-post addthis_tool" data-url="https://factoria-trade.ru/biznes-i-finansu/kazahstantsyi-massovo-skupayut-v-rossii-kvartiryi-i-mashinyi.html"></div>Жители Северного Казахстана в массовом порядке скупают российскую валюту и едут в соседнюю страну за покупками. Причем скупают не только движимое, но и недвижимое имущество, технику, машины, стройматериалы и

Бизнес и финансы
Top.Mail.Ru